Что такое роялти в франшизе?

Что такое роялти в франшизе?Роялти в переводе с французского означает доля короля. А в мире фрайчанзинга – это понятие трактуется, как регулярный платеж, который должен оплачивать покупатель франшизы продавцу за оказанную последним возможность пользоваться на законных правах его именем и товарной маркой.

Виды роялти

Согласно договорам на сотрудничество выделяют три вида роялти:

  1. Процент от оборота.

В этом случае платежи зависят от объемов продаж, и чем больший оборот товара произойдет, тем больший роялти необходимо будет заплатить франчайзеру. Как правило, расчетным периодом в этом случае считается календарный месяц, но могут быть и другие периоды. Зачастую такая форма роялти используется в сфере торговли товарами, рассчитанными на потребителя со средним достатком. Это могут быть супермаркеты одежды или продуктов.

  1. Процент от маржи.

Если наценка на разные товары разная, тогда для франчайзера, который четко контролирует политику цен, может быть выгоден этот вариант взыскания роялти. Этот вид роялти также достаточно распространен в торговле, но выгодность его использования определяется в случае товаров более высокой ценовой категории.

  1. Фиксированный платеж.

Самый распространенный вариант роялти. Это фиксированный платеж, который предусматривается договором на сотрудничество и не зависит от уровня доходов франчайзи, а зачастую рассчитывается исходя из первоначальных условий, таких как площадь помещения, количество обслуживающего персонала, количество постоянных клиентов и других факторов.

За что платят роялти?

Франчайзи платит роялти за использование в своей деятельности брендированного имени или разрекламированного товарного знака. А также за оказанные франчайзером услуги, такие как консультации и помощь в ведении бизнеса, рекламная поддержка, обучение сотрудников, оформление дизайна и др.

Благодаря попечительству и поддержке солидной компании, которая берет на себя ответственность за ведение бизнеса, франчайзи получает шанс быстрее выйти и освоится на рынке, получать большую прибыль, и за это он должен платить франчайзеру роялти, как вознаграждение за оказанную помощь.

На практике встречаются такие франшизы, по условиям которых не предусмотрена выплата роялти, а франчайзи обязан оплатить только паушальный взнос за возможность вступления во франчайзинговую сеть. Также некоторые компании принимают решение об оплате тех или иных платежей исходя из индивидуальных обстоятельств.

Автор: Татьяна Гаврилюк

26.02.2015 789
Поделиться статьей с друзьями