Что такое агентский договор?

Что такое агентский договор?Любая бизнес деятельность – это не только производство товаров или предоставление услуг. Каждый предприниматель в процессе работы обязательно сталкивается с такими вопросами, как изучение рынка, юридическое сопровождение, финансовый аудит или экспедирование. Решение этих задач может быть возложено на штатных работников, но в большинстве случаев рационально делегировать это специалистам на стороне. Правовое регулирование такого рода сотрудничества осуществляется с помощью агентских договоров. В этой статье мы и попытаемся разобраться, что такое агентский договор и как его правильно составить.

Агентский договор, суть сотрудничества

Агентский договор представляет собой документ, с помощью которого осуществляется регулирование отношений между заказчиком (принципалом) и исполнителем (агентом), в том случае, когда второй по поручению первого обязуется совершать какие-либо действия за соответствующее вознаграждение.

В этом случае агент выступает в роли посредника между заказчиком и другой компанией, с которой планируется сотрудничество в рамках осуществление каких-либо сделок.

К примеру, агент может взять на себя обязательства по реализации товаров от какого-то производителя, включая не только куплю-продажу, но и проведение маркетинговой кампании, изучение и анализ рынка. В этой ситуации урегулировать взаимоотношения с помощью одного только договора подряда или поручительства не представляется возможным, нужно либо заключать несколько тесно связанных между собой договоров, либо один комплексный договор на обслуживание. Подписание агентского договора значительно упрощает возникшую ситуацию.

Достаточно часто агентские договора используются как инструмент расширения территории распространения продукции и услуг компаний. Но на практике могут возникать вопросы относительно распределения прав и обязанностей между сторонами договора, а также относительно выбора модели взаимоотношений, особенностей налогообложения и документального сопровождения соответствующих отношений. Поэтому с этими вопросами необходимо разобраться еще до момента подписания сделки с целью предупреждения возникновения проблем и сложностей в процессе деятельности.

Преимущества использования агентского договора:

  • Товар является собственностью принципала на протяжении всего периода действия агентского договора, вплоть до момента его реализации. Поэтому выручка также является собственностью принципала, и должна быть перечислена на его счет согласно условиям договора, в том время как агент может рассчитывать только на получение соответствующего вознаграждения. С точки зрения безопасности принципала этот момент является достаточно весомым, особенно в том случае, когда принципал не может быть уверен в агенте на все 100%.
  • Так как товарные запасы являются собственностью принципала, он может использовать их в качестве обеспечения под получение кредитов в банковских учреждениях.
  • Подписание договора предусматривает обсуждение всех нюансов относительно способов продвижения товаров и услуг, рекламы, обслуживания клиентов и др.
  • Размер вознаграждения может изменяться в зависимости от того, какие функции будут возложены на агента, а также как он будет выполнять свои обязанности, и какие будет иметь показатели деятельности.

Нужно учесть, что в законодательстве есть ограничения на использование агентских договоров в некоторых сферах деятельности. Например, такой запрет касается сферы торговли продуктами питания, а именно того момента, что магазины не могут брать продуктов питания на реализацию с возможностью возврата их в любое время. Таким образом, защищаются права производителей. Также запрет на использование агентских договор касается рынка с ограниченным количеством участников, например, в сфере электроснабжения или газоснабжения, поскольку конечные потребители в этом случае лишены возможности выбора поставщика ресурсов, а, значит, и необходимость в агентах исчезает сама собой.

Как составить агентский договор?

Правила составления агентских договоров:

  1. Определить предмет договора. Необходимо определить, какие именно действия будут возложены для выполнения агентом. Это могут быть юридические услуги, услуги осуществления покупки-продажи, финансовые операции и др.

Важно. В том случае, если в договоре с агентом не будут прописаны конкретные его полномочия, а только общие моменты, тогда принципал теряет возможность ссылаться на отсутствие у агента полномочий осуществления той или иной сделки от его имени.

  1. Определить, от чьего имени будет действовать агент.

Агент может совершать действия:

  • от имени принципала – права и ответственность остаются за принципалом, даже в том случае, когда сделки заключаются агентами;
  • от имени агента – права и ответственность за совершение сделок несет агент.

В договоре также могут быть прописаны условия, когда права и обязанности частично распределяются, как на принципала, так и на агента.

  1. Указать срок действия договора или его отсутствие (срочный или бессрочный агентский договор).
  2. Установить ответственность агента за совершенные им действия.

За все свои действия агент обязательно должен нести ответственность перед принципалом, и соответственно информировать его об этом. Между принципалом и агентом должна существовать договоренность относительно порядка и сроков подачи отчета о проделанной работе. Если этот момент договором не предусмотрен, то подразумевается, что агент должен отчитываться каждый раз после исполнения им договора или окончания срока действия договорных отношений.

К отчету должны быть приложены доказательства расходов, которые агент понес за счет принципала.

Важно. Если у принципала возникают возражения относительно отчета агента, то он обязан сообщить ему об этом в срок не более 30 календарных дней, в противном случае отчет будет считаться принятым.

  1. Установить размер и порядок выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения агента определяется либо по усмотрению принципала, либо на основании среднерыночных цен на такие услуги. Порядок уплаты вознаграждения устанавливается принципалом самостоятельно, а в случае если этого пункта в договоре нет, тогда подразумевается, что вознаграждение должно быть уплачено в течение семи дней с момента предоставления отчета агентом о проделанной работе.

  1. Определить ограничение по объему прав.

С помощью договора можно ограничить права и принципала, и агента. Можно в договоре предусмотреть запрет на заключение агентом подобных агентских договоров с другими компаниями, которые работают на территории принципала. Или агент может запретить принципалу сотрудничать с другими агентами.

Важно. Принципал не может ограничить круг заказчиков для агента, для которых последний может реализовать товары или предоставлять услуги. На практике это выглядит так: агент либо работает на определенной территории только с одним принципалом и больше ни с кем, либо он работает с теми компаниями, с которыми он считает нужным, если это не запрещено агентским договором с принципалом. Но агента нельзя обязать работать только с выбранным кругом компаний.

  1. Предусмотреть возможность заключения субагентских договоров.

При исполнении задач принципала агент может привлекать помощь со стороны третьих лиц (субагентов). В этом случае субагенты также могут заключать сделки от имени принципала. Если для последнего это неприемлемо, тогда он может прописать запрет на использование услуг субагентов непосредственно в договоре с агентом.

  1. Указать случаи прекращения действия агентского договора.

Причинами прекращения действия агентского договора могут быть:

  • отказ одной из сторон от выполнения условий договора, если договор бессрочный;
  • смерть агента или признание его недееспособным;
  • объявление агента банкротом.

Так же как и в любом другом договоре, в агентском договоре должны присутствовать полные реквизиты обеих сторон: данные юридических лиц, дата, подписи, печати.

Особенности налогообложения сделок по агентским договорам, документооборот операций

Согласно законодательству Российской Федерации при передаче товара на реализацию от принципала агенту, товар остается собственностью принципала до момента его реализации конечному потребителю. Агент в этом случае действует в интересах принципала и в связи с этим именно он выставляет покупателю счет-фактуру. Но в то же время этот момент никаким образом не влияет на налогообложение агента, и его доходы облагаются налогами только в размере вознаграждения, полученного за оказанные услуги.

Так как передача товара от принципала агенту не считается реализацией, то при её осуществлении счет-фактура не выставляется.

Соответственно все налоги за совершенные операции по реализации товаров должны быть уплачены принципалом, как непосредственным владельцем товара.

Счета-фактуры, которые выставляются агентом, указываются только в журнале учета счетов-фактур, но не регистрируются в его книге продаж, а передаются принципалу вместе с отчетом о проделанной работе. В последующем счета-фактуры учитываются уже непосредственно принципалом.

Принципал имеет право установить для агента цену на товар, ниже которой последний не может реализовать товар конечному покупателю. Если же товар будет реализован по цене выше, чем запросил принципал, тогда дополнительная выгода может быть поделена равными частями между принципалом и агентом (если договором не предусмотрены другие условия). В этом случае вся сумма выручки за реализованный товар включается в состав налоговой базы для исчисления налога принципала. Но на практике возникают и такие ситуации, когда принципал при уплате налогов не берет во внимание сумму дополнительной выгоды.

Взгляд на агентский договор со стороны налоговых органов

Агентский договор рассматривается налоговыми органами в первую очередь как инструмент оптимизации налогов с доходов.

Особое внимание к заключению агентских договоров налоговые органы обращают только в случаях, когда:

  • агент использует в своей деятельности специальный налоговый режим;
  • агент подходит под категорию фирмы-однодневки;
  • агент – это иностранная организация.

Требования, выполнение которых может подтвердить реальность агентских отношений:

  1. Наличие реальной цели заключения договора:
  • расширение территории деятельности принципала;
  • работа с отдельными категориями контрагентов, которых не может самостоятельно обслужить принципал.
  1. Наличие у агентов всех необходимых ресурсов для осуществления посреднических операций. Чтобы у органов налоговой службы не возникло сомнений, что агентские функции могут выполняться принципалом самостоятельно.
  2. Своевременное предоставление отчетности агентом, которая будет выступать подтверждением, что абсолютно все операции производились исключительно в рамках агентского договора.

Важно. Содержание отчетов должно полностью соответствовать взаимоотношениям сторон, которые проводятся по факту. Например, если агент привлекается для работы с клиентом, который уже являлся партнером принципала, а также, если принципал принимает активное участие в переговорах с клиентами агентов, тогда такие взаимоотношения могут вызвать много вопросов со стороны инспекторов налоговой службы.

  1. Отсутствие у агента признаков фирмы-однодневки, а именно наличие рабочего места, всех необходимых организационных условий для работы, постоянные контакты и переписка с партнерами по поводу осуществления сделок.

Несомненно, каждый предприниматель, прежде чем, использовать на практике, должен обязательно разобраться, что такое агентский договор. И сделать это необходимо не только с точки зрения практичности, но также, учитывая возможный интерес со стороны контролирующих органов. Если агентские отношения будут производиться в рамках закона, тогда этот вид партнерства имеет несомненные преимущества перед другими формами договоров, а поэтому его применение можно назвать достаточно привлекательным для предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность с помощью посредников.

28.11.2015 532
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *