Что такое бенчмаркетинг?
Бенчмаркетинг – это проведение сравнительного анализа работы компаний-конкурентов с целью внедрения более эффективных способов ведения бизнеса.
Суть бенчмаркинга
Утверждение о том, что бенчмаркетинг является разновидностью промышленного шпионажа ошибочно. Так как при шпионаже задействуют незаконные формы добывания информации и, как правило, интересуют только конфиденциальные данные, в то время как бенчмаркетинг предполагает изучение опыта конкурентов на основе открытой информации.
Внедрение в работу передовых технологий, конкурентных преимуществ, более результативных форм ведения хозяйствования, которые были позаимствованы у других компаний, позволяет достичь более высоких результатов в работе. Именно в этом и заключается польза бенчмаркетинга. Этот процесс является абсолютно нормальным для любой сферы деятельности человека, ведь перенимая опыт можно избежать очень многих ошибок на своем пути и разработать такую модель бизнеса, которая станет максимально эффективной.
На практике бенчмаркетинг разделяют на виды, какую из разновидностей стоит выбрать определяют согласно индивидуальным критериям, а также в зависимости от того, решение какой проблемы необходимо найти.
Виды бенчмаркетинга
Стратегический бенчмаркинг используется в том случае, когда необходимо осваивать новые горизонты в плане выпуска и реализации новых продуктов на рынке. На внутреннем рынке России применить этот вид бичмаркетинга практически не представляется возможным, поскольку даже в наши дни наблюдается его яркая неструктурированность. Стратегический бичмаркетинг можно использовать, только перенимая опыт развития других стран, используя на практике стратегии, которые смогли показать себя как эффективные.
Конкурентный бенчмаркинг – наиболее распространенный метод на российском рынке. Компании довольно часто изучают конкурентные преимущества компаний с аналогичным видом деятельности и перенимают их опыт для применения в своих целях.
Сложность этого метода заключается в том, что нельзя быть на сто процентов уверенным, что выводы сделанные вами относительно успешности деятельности того или иного конкурента будут правильными, а не ошибочными. Например, у вашего прямого конкурента заметно увеличились продажи, но в результате каких именно действий это произошло выяснить сложно. Возможно, конкурент внедрил новую политику цен, или провел эффективную рекламную акцию, может просто у него более удобное место расположения, чем у вашей компании. Для того чтобы проанализировать все составляющие бизнеса конкурента, необходимо обратиться за помощью к маркетологам. Аналитики могут провести комплексное изучение всех составляющих успеха бизнеса конкурентов на основе данных прайсов, предложений, опросов потребителей, другой доступной информации и таким образом выяснить, какие действия привели конкурента к успеху. Маркетологи могут использовать в своей практике и такой метод, как подсылание к конкурентам разведчиков.
Конкурентный бенчмаркинг является эффективным инструментом и в решении внутренних сложностей компании.
Функциональный бенчмаркинг используется в том случае, когда необходимо сравнить любые функции компании, закупки, продажи, управление с аналогичными функциями компаний конкурентов.
Общий бенчмаркинг отличается от конкурентного тем, что в этом методе можно изучать специфику эффективности работы других компаний не только из собственной отрасли, но и любых других сфер деятельности. В западных странах этот вид бенчмаркинга достаточно распространен в форме промышленного туризма. Когда любая компания может принимать с дружественным визитом делегацию из представителей других компаний, с целью поделиться своими достижениями и успехами в работе. Эффективность этого метода более чем очевидна, обмен наработанной информацией происходит обоюдный, что приводит к развитию не отдельной компании, а целого сегмента бизнеса, что в свою очередь позитивно влияет на развитие экономики страны в целом. У нас стране такой способ обмена информацией практически не развит, и каждая отдельная компания старается сохранить в тайне как можно больше информации о своей деятельности. Поэтому о посещении делегаций из других компаний даже речи идти не может, но в то же время это не мешает российским предпринимателям посещать подобные мероприятия в западных странах, перенимая опыт из-за рубежа.
Внутренний бенчмаркинг – это анализ деятельности с целью сравнения прямо в самой компании, например, между разными подразделениями или между разными предприятиями в одном холдинге. И снова, за границей компании успешно используют этот вид бенчмаркинга с целью самопознания и саморазвития, в России этот способ практически не работает.
Как работает бенчмаркинг
Где искать источники информации:
- в средствах массовой информации, газетах и журналах;
- у людей, которые имеют опыт работы в интересующей сфере деятельности;
- на выставках, семинарах, через знакомых;
- через партнеров, поставщиков, дистрибьюторов.
Бенчмаркинг имеет строго определенную технологию, с помощью которой происходит сбор и анализ всей информации. Эта технология состоит из следующих шагов:
- Правильно сформулировать задание, целью которого будет решение возникшей проблемы, определиться с показателями, по которым необходимо будет делать сравнение деятельности вашей компании с другими компаниями на рынке.
- Сбор информации.
- Изучение информации, её анализ.
- Принятие решения.
Самый главный момент, на который следует обратить внимание еще на этапе планирования внедрения новшеств в компании. Необходимо обязательно просчитать выгодность всего проекта в целом. Возможно, расходы, понесенные предприятием на различные методы бенчмаркетинга, не покроются той выгодой, которая будет получена в результате внедрения новшеств.
Автор: Клиницкий Игорь