Что такое сарафанное радио?

Что такое сарафанное радио?Сарафанное радио – это возможность получения информации из первых рук. Можно разрабатывать сложнейшую маркетинговую политику, что не принесет никакого результата, а потребитель примет решение о покупке, воспользовавшись рекомендациями знакомых, которым доверяет. Объясняется этот момент простым психологическим фактором. Информация о товарах и их ассортимент на рынке за последнее время навалились большой лавиной на потребителя, и эти данные люди просто не успевают перерабатывать, поэтому реклама попросту не срабатывает, в то время как сарафанное радио «по-старинке» продолжает успешно работать. Такая особенность характерна только для стран постсоветсткого пространства, и, как показывают опросы, практически отсутствует в западных странах.

Влияние сарафанного радио

В России процент влияния сарафанного радио на покупку составляет от 20 до 50 процентов. Особенно, это влияние заметно, когда потребитель покупает какой-то товар впервые или стоимость покупки высокая. Кроме этого, в этот процесс вмешались информационные технологии и теперь возможности сарафанного радио стали еще более обширными. Люди могут делиться информацией намного быстрее с помощью таких каналов, как социальные сети и другие интернет продукты, поэтому социологи предрекают еще больший рост влияния сарафанного радио на выбор потребителей при совершении покупок.

Поэтому сейчас задача маркетологов состоит в том, чтобы научиться управлять таким методом рекламы, как сарафанное радио, найти способы, как правильно доносить информацию до потребителя в нужное время и с помощью нужных людей.

Формы сарафанного радио

Маркетологи выделяют три формы сарафанного радио:

  • Эмпирическая реклама основывается исключительно на собственном опыте или опыте знакомых и друзей. И является самой распространенной формой.
  • Косвенная реклама – информация, которая передается от человека с опытом другим людям путем обсуждения рекламы.
  • Умышленная реклама базируется на использовании привлечения к рекламным акциям известных людей.

Ценность сарафанного радио

На сегодняшний день еще не разработаны достаточно надежные методы, с помощью которых маркетологи смогли в полной мере оценить эффективность тех или иных способов сарафанного радио. Нет работающей модели, позволяющей подсчитать количество положительных и отрицательных отзывов относительно определенного вида товара. В то же время одни и те же методы могут вызывать абсолютно разную реакцию у разных людей с психологической точки зрения. Так, например, люди с вероятностью 50 процентов примут во внимание рекомендации родных людей относительно выбора товара, в то время как опыт не таких близких людей окажет намного меньшее влияния.

Чтобы проанализировать этот процесс, была реализована формула, позволяющая вычислить так называемую ценность сарафанного радио. Этот показатель равен средней величине влияния информации о бренде на количество продаж, умноженный на количество рекомендаций. Таким способом можно спрогнозировать эффект влияния человеческого фактора в виде положительных и отрицательных рекомендаций на объем продаж в целом. В этом и заключается основной фактор влияния сарафанного радио.

Еще одним достаточно сильным фактором является сама личность человека. Есть люди, мнению которых доверяют намного больше, чем другой категории потребителей. Связано это может быть, например, с профессиональными качествами человека. Если человек работает в магазине мобильных телефонов, то его рекомендации относительно выбора этого товара возымеют наибольшую эффективность в сравнении с непрофессиональными мнениями. Также большое влияние оказывает информация различных блоггеров в интернете.

Третьим фактором, влияющим на действие сарафанного радио, является среда распространения информации. Чем уже круг доверенных пользователей, тем больше влияние сарафанного радио. Именно доверительные рекомендации имеют наибольшую эффективность в сравнении с общественным мнением.

Немаловажным является также тот факт, что сарафанное радио обладает цикличностью и склонно к лавинообразному воздействию по нарастанию. Чем больше людей покупают тот или иной продукт – тем больше появляется желающих его купить. Массовое доверие приводит к новому витку еще большего доверия пользователей.

Можно ли контролировать сарафанное радио?

На сегодняшний день большинство компаний даже не пытаются контролировать сарафанное радио. А все инструменты маркетинговой политики компаний направлены на развитие более традиционных форм рекламы, такие как средства массовой информации, пресса, телевидение, интернет. Связано это в первую очередь с тем, что серьезные разработки в этой сфере практически отсутствуют. Первооткрывателям всегда сложнее всего, но сейчас уже назрел такой момент, когда просто необходимо приступать к внедрению эффективных способов маркетингового контроля сарафанного радио.

Прежде всего, необходимо взять на вооружение все формы сарафанного радио, разобраться с факторами, которые будут оказывать наибольшее влияние в тех или иных условиях, направить свои усилия на стимулирование распространения положительных отзывов и рекомендаций в правильных руслах потока информации. Сделать это не только возможно, но и нужно. Необходимо учесть, что поскольку эта ниша на сегодняшний день практически свободна, то её использование принесет максимальный эффект и выгоду тем компаниям, которые первыми пойдут на риск внедрения абсолютно новых форм влияния рекламы на покупательскую способность населения с помощью самого мощного способа – сарафанного радио.

Автор: Татьяна Гаврилюк

26.02.2015 1693
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *