Что входит в бизнес план
Вступление
Каждому начинающему предпринимателю, решившему открыть собственный бизнес, необходимо составить бизнес-план. Что входит в бизнес-план? В состав обычного плана бизнеса входят нижеприведённые разделы:
- резюме — краткое описание идеи плана бизнеса, выводы и самые важные моменты плана. Целью разработки резюме является предоставление общего понятия о данном проекте для заинтересованности банка/инвестора в дальнейшем изучении плана бизнеса;
- описание предоставляемой продукции. В данном разделе плана необходимо описать будущую производимую продукцию (товар, услугу и тому подобное), включая все характеристики продукции. Также в данном разделе необходимо рассказать о преимуществах предоставляемой продукции, отличающихся от продукции конкурентов;
- анализ рынка. В данном разделе необходимо привести предполагаемые результаты анализа рынков сбыта продукции;
- план маркетинга. В данном разделе должна содержаться вся информация о целях и предполагаемых стратегиях маркетинга;
- план производства. Данный раздел плана бизнеса необходимо разрабатывать в том случае, если бизнес предполагает открытие производства товаров, реконструкцию и тому подобное. В данный раздел будет входить всё о закупке сырья и материалов, о технологии производства, о выпуске готовой продукции;
- организационный план. В этот раздел входит организационная схема организации, вопросы контроля и работа сотрудников;
- финансовый план. В данном разделе плана бизнеса содержится вся основная информация о финансах по проекту: предполагаемые расходы, доходы и окупаемость;
- возможные риски проекта. В данном разделе описываются всевозможные риски создаваемого бизнеса.
Резюме плана бизнеса
Резюме — это самый важный раздел плана, с которого непосредственно он и начинается. Основной задачей резюме являются способы заинтересованности предполагаемого адресата плана, например, банка или инвестора. Зачастую, это зачастую это самый читаемый раздел плана. Резюме плана бизнеса содержит в себе основную информацию о проекте и его выводы. Несмотря на то, что данный раздел открывает план, составляется он непосредственно в конце работы над планом, когда готовы все разделы.
Описание продукции
В данном разделе даётся описание товаров и/или конкретных услуг, которые будущая организация собирается продавать на рынках, а также приводятся данные о каких-либо аналогичных товарах/услугах конкурентов.
В данном разделе следует разместить наглядные изображения товара (рисунки или фотографии) с целью улучшения его восприятия. В описании продукции также следует круг клиентов, с которыми вы планируете работать, и всевозможные способы их завоевания.
Анализ рынка
Данный раздел бизнес-плана является самым важным разделом плана.
Цель этого раздела — оценка имеющейся рыночной ситуации, то есть рыночной конъюнктуры, и прогноз будущего рыночного развития.
Анализ рынка должен включать в себя:
- оценку потенциальной емкости рынка, то есть определение общего количества товаров, которые клиенты с могут приобрести за определенное время;
- выявление потенциальной доли рынка, которую вы с предполагаемой продукцией собираетесь занять;
- прогноз объема продаж;
- анализ ранее неудавшихся проектов.
План производства
Зачастую данный раздел включается в план бизнеса в том случае, если предполагается изготовление какой-либо продукции, строительство, реконструкция чего-либо и тому подобное. Главной задачей данного раздела является то, что необходимо будет показать, что открываемая организация будет в состоянии изготавливать нужное количество качественной продукции в заданные сроки.
В данном разделе также необходимо будет описать производственный процесс, технологию, рассчитать производственные мощности организации, и так далее.
Другими словами в описываемом разделе бизнес-плана нужно будет объяснить подробно все этапы организации производственного процесса, от закупки сырья и необходимых материалов до самого выпуска уже готовой продукции, учитывая все расходы на производство. Данные данного раздела рекомендуется привести на пару лет вперёд.
Организационный план
В данном разделе плана нужно будет показать структуру организации управления компанией. Здесь необходимо описать обязанности каждого сотрудника организации, также следует привести сведения об специалистах (указать их квалификацию, предполагаемую заработную плату и тому подобное).
Возможные риски проекта
В данном разделе бизнес-плана необходимо перечислить и проанализировать основные риски вашего проекта, а также необходимо описать мероприятия, которые вы будете проводить при появлении того или иного риска.
Обычный объем плана в среднем 25 страниц. Для написания плана можно обраться к услугам специалистов в этой области или консультантам.