Как посчитать рентабельность продаж

Как посчитать рентабельность продажСпособов, как посчитать рентабельность продаж, очень много. И с этой целью могут использоваться различные экономические показатели. Например, с их помощью можно определить эффективность деятельности всей компании, или отдельных структурных подразделений.

Именно по коэффициентам окупаемости любой компании можно делать выводы относительно эффективности её деятельности. Каждый из коэффициентов – это всего лишь одна из составляющих комплексного анализа предприятия и возможность более детально изучить той или иной бизнес процесс.

Предлагаем рассмотреть один из таких коэффициентов – рентабельность продаж, с помощью которого осуществляется оценка политики ценообразования компании.

Анализ коэффициента

Рентабельность продаж представляет собой расчетный коэффициент, показывающий соотношение выручки и валовой прибыльности, и характеризует именно ту долю прибыли, которую компания получает от реализации каждой единицы товара.

Например, маржа прибыльности в размере 25 % показывает, что на каждые 100 рублей компании приходится 25 рублей прибыли.

В то же время с помощью этого коэффициента не получиться найти ответ на вопрос о продуктивности деятельности, о перспективах развития предприятия и о том, насколько выгодными являются капиталовложения в бизнес. Все перечисленные задачи можно решить с помощью других показателей, таких как показатели активов и капиталов.

Для расчета искомого коэффициента можно воспользоваться несколькими способами. Каждый из них предусматривает использование различных показателей в числителе, а знаменатель всегда остается один – выручка от реализации.

Показатель прибыльности продаж можно рассчитать и для всей компании, и для отдельных её отделов, и даже для целой отрасли. А преимущество аналитического подхода подразумевает возможность проводить исследования в разных масштабах, узкопрофильно или, наоборот, расширенно.

Необходимо учесть тот факт, что маржа доходности является отличным показателем эффективности использования в компании всех имеющихся резервов и ресурсной базы. И не является инструментом определения продуктивности самой компании. Связано это обстоятельство с тем, что предприятие может, например, иметь большой долг или её доля в активах будет незначительной.

Видоизменения показателя прибыльности продаж

Чтобы понять как именно происходят трансформации, и какая динамика колебаний характерна для коэффициента в связи с влиянием различных внешних и внутренних факторов, предлагаем рассмотреть несколько практических примеров:

Маржа доходности увеличивается в следующих случаях:

  • Выручка компании растет, а расходы в то же время минимизируются.

Когда компания начинает производить больше продукции, чем делала это в прошлых периодах, или была пересмотрена ассортиментная линейка, в этом случае увеличение коэффициента является вполне ожидаемым результатом. Этот индекс можно назвать наиболее точной характеристикой окупаемости вложенных в бизнес инвестиций.

Уменьшить расходы можно несколькими способами: посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергетические или трудовые ресурсы и др.

Важно. Следует учесть соотношение колебаний между константными и переменными расходами во время инвестирования в бизнес. Идеальным вариантом можно назвать тот случай, когда удалось добиться баланса, а, что еще важнее, чтобы изменения индексов не состояли в прямой пропорциональной зависимости.

  • Выручка компании уменьшается, также падают расходы, последние делают этого значительно быстрее.

Такая ситуация может возникнуть, когда на рынке растут цены на этот вид производимой продукции. Из чего следует сделать заключение, что показатель рентабельности прибыли относится к формальным, а данная картина является достаточно неблагоприятной.

Несмотря на высокий показатель рентабельности продаж, система ценообразования должна быть пересмотрена в самые короткие сроки, и таким образом, скорректирован негативный индекс падения выручки.

  • Выручка возрастает, расходы также увеличиваются, но не настолько быстро.

В этом случае показатель рентабельности продаж будет носить положительный характер, но только с тем условием, что в динамике он будет оставаться стабильным на протяжении определенного периода времени.

Риски изменений могут возникнуть в результате влияния следующих причин:

  • когда уменьшаются расходы на затраты;
  • если изменяется ассортиментная линейка производимой продукции;
  • при росте цен.

Рентабельность продаж будет снижаться при следующих обстоятельствах:

  • Если выручка и расходы растут одновременно, но последние делают это значительно быстрее.

Эту тенденцию следует отнести к негативным, которые требуют немедленного принятия мер и анализа расходов, ассортиментной линейки и политики ценообразования. К примеру, такая ситуация может произойти в том случае, когда первоначальная стоимость товара увеличивается вследствие каких-то внешних факторов (подорожания ресурсов и т.д.).

  • Выручка уменьшается на фоне уменьшения расходов, причем делает это значительно быстрее последних.

Компания может намеренно сокращать свое влияние на рынке, например, сворачивать производство, тогда рентабельность продаж вполне оправданно отвечает на возникшую ситуацию и в таком положении подобные тенденции вполне нормальны и объяснимы.

Если снижение выручки произошло при непредвиденных обстоятельствах, тогда будет уместным проанализировать маркетинговую стратегию компании.

  • Снижение расходов с одновременным уменьшением выручки.

Такая ситуация может возникнуть, если успехи компании снижаются, норма расходов растет, а в ассортименте произошли изменения не в выгодную сторону.

Комплексный подход проведения анализа финансовой ситуации должен состоять из следующих мероприятий:

  • корректирование политики ценообразования;
  • контроль затрат и ассортиментной политики.

Если ситуация на рынке характеризуется неустойчивостью, то на рентабельность реализации могут оказать влияние такие показатели, как инфляция, рост или уменьшение спроса на производимую продукцию и, конечно же, конкуренция.

Расчет маржи прибыли

Как посчитать рентабельность продаж? Для этой цели необходимо использовать следующие формулы:

  1. Маржа чистой прибыли = Чистая прибыль*100%/выручка.

Маржа чистой прибыли – это и есть показатель рентабельности продаж.

Для более качественного анализа показатель необходимо рассчитать за несколько периодов, чтобы полученная оценка деятельности была как можно более объективной.

Во время оценки колебаний или стабильного размещения коэффициента можно осуществить следующие заключения:

  • решения в компании принимаются грамотно или бездарно;
  • имеющиеся ресурсы используются эффективно или нет;
  • деятельность компании в целом является успешной или проблемной.

Коэффициент может изменяться как в сторону увеличения, так и на снижение, и эти колебания, как видно из формулы могут быть связаны с такими показателями, как прибыль от реализации, количество реализуемой продукции и др.

Задача предпринимателя или руководителя компании заключается в том, чтобы найти основные проблемы или факторы, которые вызвали такие колебания и привели к уменьшению или к увеличению показателя, чтобы научиться их контролировать в свою пользу.

Важно. Предпринимателя всегда должно настораживать, когда потребитель теряет заинтересованность к производимой продукции.

Рентабельность продаж может снизиться в периоды реструктуризации производства (его модернизации) или в ситуации, когда проходит осваивание новых рынков, переход на новый ассортимент продукции или предоставления услуг. Если выбранная стратегия будет правильной, то по поводу убытков можно не переживать – они обязательно окупятся в самой ближайшей перспективе.

  1. Маржа валовой прибыли = валовая прибыль * 100%/ выручка.

Валовая прибыль = выручка – себестоимость.

  1. Операционная рентабельность = прибыль до вычета налогов * 100%/ выручка.

Прибыль до вычета налогов = прибыль нетто – прямые и операционные расходы.

Важно: Маржи прибыли не оперирует таким понятием как «норма».

Также следует учесть достаточно важный момент: для одной отрасли коэффициент может быть абсолютно нормальным, в то время как для другой отрасли такой показатель будет отрицательным. Все дело в том, что у каждой отрасли, в частности у каждой компании есть свой определенный жизненный и производственный цикл. Если цикл длительный – то коэффициент продаж должен быть более высоким, если оборот продукции осуществляется быстро, то этот показатель ниже. Но не нужно забывать, что сравнению подлежат только компании с одинаково эффективной структурой.

Для анализа окупаемости деятельности наиболее оптимальным вариантом будет использование расчета прибыльности или доходности компании. И в важности таких показателей сомневаться не приходится, потому что все они могут охарактеризовать объект с точки зрения вложений.

Анализ рентабельности и оценка финансового благополучия относятся к серьезным аспектам, на основании которых можно делать выводы относительно рискованности капитальных инвестиций в бизнес, а также о целесообразности существования компании, что в итоге способствует получению важной информации о реальном положении дел.

Единственное, о чем предпринимателю не стоит забывать, так это о том, что рентабельность продаж не относится к показателям эффективности. И на практике имеет такую картину, когда наблюдается рост рентабельности, а вместе с ней увеличиваются и финансовые риски. Ведь каждый согласиться, что рентабельное предприятие, которое имеет огромные долги, не может считаться эффективным.

23.01.2016 446
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *