Камеральная налоговая проверка по НДС

Начиная с первого числа нового года, камеральная налоговая проверка по НДС будет проводиться по новым правилам, предусмотренным Налоговым Кодексом РФ. В этой статье мы предлагаем рассмотреть все нюансы, которые связаны с проведением данного вида инспектирования.

Что такое камеральный контроль налогообложения по НДС?

Эта форма инспекции со стороны органов налоговой службы представляет собой вид проверок, с помощью которых налоговики могут выявлять неточности финансовой документации плательщиков налогов по уплачиваемым платежам в бюджет.

Камеральная налоговая проверка по НДС

Проверка осуществляется на территории налоговой службы и не предусматривает выезд специалистов на проверяемую компанию. В случае острой необходимости недостающие документы могут быть запрошены у компании с помощью альтернативных каналов связи. Но в то же время с прошлого года у налоговиков появилась возможность прибегнуть к осмотру территории проверяемых предприятий, если это будет необходимо для служебных целей.

Камеральное налоговое инспектирование предусматривает изучение информации о деятельности компании по предоставленной декларации. Именно декларация выступает в роли объекта  исследования.

Для проведения процедуры контроля законодательством предусмотрен срок не более трех месяцев. Начало отсчета следует вести со дня получения службой налоговой инспекции декларации от плательщика налога. Этот пункт остался в новом законодательстве без изменений.

Период проверки НДС и подачи декларации

В новом налоговом периоде срок подачи декларации по НДС будет увеличен в пользу плательщиков налогов. Теперь этот вид отчетной документации должен быть подан в контролирующие органы не позже 25 числа месяца, который последовал за отчетным периодом (раньше днем подачи было 20 число).

Но сам срок проведения камерального инспектирования не изменился по сравнению с предыдущими годами, и он по-прежнему составляет три месяца с момента подачи декларации.

Новая форма декларации

Начиная с 2015 года, утверждена новая форма декларации по НДС, а вместе с ней предусмотрен и новый порядок заполнения документа, и формат предоставления отчетности в органы налоговой инспекции.

Первое, что бросается в глаза, — это наличие в документе новых разделов, предусмотренных для отражения информации из книг покупок и продаж и журналов учета счетов-фактур.

Важно. Начиная с нового налогового периода журналы учета счетов-фактур должны применяться относительно узким кругом юридических лиц – индивидуальными предпринимателями.

Поэтому получается, что если компания начисляет НДС, а потом предоставляет налог к вычету, то такую информацию необходимо будет отобразить в счетах-фактурах, которые выступают в роли основания для расчетов.

А, значит, что налоговикам предоставлена возможность сравнивать данные, которые фигурируют в книгах продаж-покупок у продавца и соответственно у покупателя, выявляя, таким образом, недобросовестных плательщиков налогов, не заплативших налоги в бюджет, но в то же время претендующих на получение вычетов по НДС.

Усиление ответственности за нарушения

Большая часть всех плательщиков налогов обязана подавать декларацию о НДС с помощью технологий электронного документооборота. В случае нарушения этого правила и предоставления декларации на бумажном носителе предприятие ожидают штрафные санкции.

Раньше, если налогоплательщик подавал декларацию не в электронной форме, он привлекался к ответственности и обложению штрафа в размере 200 рублей, но при этом сама декларация принималась. После нововведений, документ в бумажной форме не может считаться принятой со стороны контролирующих органов, поэтому последствия такого действия значительно ужесточились. В том числе предприятие может быть привлечено к административной ответственности и начислению куда большего размера штрафных санкций. А в некоторых случаях возможно даже блокирование счета организации нарушителя.

Подтверждение получения электронных документов от контролирующего органа

В новой редакции НГ РФ предусмотрено, что плательщик налогов, который отправляет декларацию средствами электронной связи, должен обеспечить возможность получения от органов налоговой инспекции документов (также в электронной форме), а именно:

  • уведомления о вызове плательщика в случае необходимости;
  • требования о предоставлении объяснений относительно поданной отчетности.

Этот список может быть дополнен и другими документы, которые могут потребоваться контролирующим органам в ходе проведения камерального инспектирования.

Когда плательщик налогов получил от налоговой службы уведомление или требование, то он обязан отправить в налоговую службу квитанцию и таким образом подтвердить получение документов. Для совершения подобного действия законодательством предусмотрено не более шести суток с момента получения запроса со стороны контролирующих органов.

Важно. Невыполнение обязанностей по отправке квитанции имеет очень серьезные последствия. На основании этого проступка налоговая служба имеет полное право заморозить все хозяйственные операции по счетам предприятия нарушителя, в том числе банковские операции и перевод денег по электронным каналам.

В дальнейшем все замороженные счета могут быть приведены в действие только, если плательщиков налогов будут выполнены следующие условия:

  • будет осуществлена передача квитанции, подтверждающая прием документов, направленных контролирующими органами;
  • будут предоставлены документы или пояснения, которые изначально были затребованы органами налоговой службы.

После выполнения вышеперечисленных условий со стороны плательщика налогов, отмена блокировки счетов должна быть осуществлена не позднее одного дня с момента выполнения требований.

Расширение перечня случаев необходимости предоставления документов

С прошлого года налоговикам было предоставлено право на получение в ходе проведения камерального инспектирования доступа к счетам-фактурам, и другим первичным документам, которые имеют отношение к поданной декларации.

Перечислим те случаи, когда налоговик может затребовать данные документы:

  • когда данные нескольких плательщиков налогов по одной и той же финансовой операции не соответствуют друг другу;
  • если не совпадает информация, указанная в самой декларации, с данными журнала учета счетов-фактур;
  • когда в налоговой декларации были обнаружены явные противоречия.

Важно. Причины для истребования у плательщиков налогов дополнительных документов обязательно должны быть вескими. А выявленные неточности и ошибки в заполнении декларации должны явно указывать на факт стремления юридического лица занизить суммы уплачиваемого налога или наоборот завысить размер компенсации из бюджета.

Осмотр территории

Самым значительным изменением в НК РФ можно назвать получение налоговиками права на осмотр производственных площадей предприятия, помещений или другого имущества в ходе камерального инспектирования.

То есть по факту получаем, что теперь камеральное инспектирование НДС не ограничивается только пределами рабочего кабинета, но и выходит на территории плательщика налогов, что значительно расширяет возможности проведения такой налоговой контрольной процедуры.

Кроме этого, осмотр территории возможен не только у проверяемого лица, но и при необходимости у его контрагентов.

Случаи проведения осмотра территорий плательщиков налогов согласно новым нормам законодательства:

  • предоставление декларации, где фигурирует сумма НДС для возмещения;
  • выявление противоречий, на основании которых можно сделать вывод, что юридическое лицо заведомо хочет занизить сумму налога или завысить размер компенсации налога из бюджета.

Специалист налоговой инспекции, который проводит контрольное изучение, имеет полное право провести осмотр территории плательщика налога, если в этом возникнет необходимость. При этом главными требованиями к налоговику можно назвать следующие:

  • наличие мотивации;
  • разрешение на проведение подобных мероприятий со стороны руководителя налоговой инспекции или его заместителя.

Допуск на территорию или в помещение проверяемой компании осуществляется по специально выписанному служебному разрешению.

Именно эти поправки, внесенные в новый НГ РФ, поспособствовали значительным изменениям в процедуре проведения камерального инспектирования по НДС. То есть, если до 2015 года территория проведения ревизии ограничивалась только органами налоговой инспекции, то теперь она значительно расширилась, и проверяющий получил законные права в ходе инспектирования посещать площади проверяемой организации, а также контрагентов плательщика налогов, которые имели непосредственное отношение к финансовым операциям.

Общие моменты налогового мониторинга и камерального инспектирования

Также начиная с прошлого года была введена новая форма налогового инспектирования –мониторинг информации по налогам. Предметом этого вида контроля является правильность производимых расчетов сумм налоговых платежей, а также сроков их уплаты в бюджет, что в какой-то степени касается и такого налога, как НДС.

Специалисты контролирующих органов не могут посещать проверяемое предприятие в рамках камеральной проверки, если период проверки совпал с периодом налогового мониторинга. Но в то же время в законодательстве сразу же предусмотрены случаи исключения из такого правила. Например, в период налогового мониторинга налоговик выявил, что сумма налога, которая была перечислена в бюджет, не соответствует указанной сумме в соответствующей декларации. В этом случае камеральная налоговая проверка по НДС неизбежна.

Юридическое лицо может само инициировать проведение налогового мониторинга. В этом случае основанием для проведения налогового мониторинга является решение предприятия, которое подается в контролирующие органы. К заявлению также должны быть приложены дополнительные документы, и собрана определенная информация о деятельности компании.

Выводы

Из вышеперечисленного можно сделать выводы относительно того, какие нововведения появились в законодательстве на предмет проведения камерального инспектирования по НДС:

  • срок подачи отчетности был продлен на 5 дней до 25 числа;
  • внесены изменения в форму подачи отчетности;
  • при использовании электронной формы декларации необходимо внимательно следить за запросами из налоговой службы и отправлять квитанции о получении таких запросов, иначе контролирующие органы имеют право заблокировать счета;
  • расширен список случаев, когда налоговик имеет право затребовать от проверяющейся компании дополнительные документы для проведения проверки;
  • инспектора налоговой службы получили право во время проведения проверок проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика;
  • у налогоплательщиков появилось право избавиться от камеральных проверок путем проведения добровольного налогового мониторинга.
24.01.2016 350
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *