Маркетинговые ситуации, методы исследования

Маркетинговые ситуации, методы исследованияЛюбая маркетинговая политика тесно связана со сложившейся ситуацией на рынке, где она работает или планируется к применению. Поэтому проведение маркетинговых исследований для изучения возникших ситуаций является приоритетным направлением деятельности любого участника рынка.

Способы изучения маркетинговых ситуаций

К способам изучения маркетинговых ситуаций на рынке относятся:

  • Сбор информации с целью изучения и структурирования.
  • Описание выявленных явлений, объектов исследования и фактов.
  • Поиски причинно-следственных связей.
  • Отбор перспективных путей решения проблемы.
  • Прогнозирование состояния ситуации в будущих периодах.

Каждый отдельный субъект рынка выбирает наиболее оптимальные для него способы и методы изучения маркетинговой ситуации,  в зависимости от того, какие цели он перед собой ставит. Это может быть решение внутренних проблем или продвижение на рынке в новых сферах деятельности с новыми товарами или услугами.

Классификация исследований маркетинговых ситуаций

  1. Исследование рынка.

Включает в себя такие основные составляющие, как характеристика потребителей, географическое размещение, количество и уровень развития конкурентов, общеэкономические тенденции, которые могут оказывать влияние на состояние рынка.

  1. Исследование сбыта.

Заключается в определении различий между количеством сбыта одного и того же товара в разных регионах, возможностях и активности работы коммивояжеров, оценке методов торговли.

  1. Исследование качеств самих товаров.

Изучение слабых и сильных сторон конкурирующей продукции, поиски новых возможностей в применении старых товаров в новой интерпретации.

  1. Исследование рекламы. Анализ её эффективности.
  2. Анализ экономики.
  3. Мотивационный анализ.

Особое внимание следует уделить изучению мотивационного анализа. Суть, которого заключается в проявлении мотивов поведения покупателей на их выбор товаров на рынке. Этот аспект тесно связан с психологическими факторами. Поэтому изучение социальной психологии также является важным вопросом в исследованиях маркетинговых ситуаций.

Организация изучения маркетинговой ситуации может осуществляться с помощью собственных сил, то есть путем создания в компании исследовательского отдела или с помощью привлечения стороннего специализированного исследовательского агентства.

Организация исследования маркетинговой ситуации с помощью исследовательского отдела

Исследования своими силами всегда проводятся в том минимальном объеме, который необходим компании на определенном этапе.

Преимущества этого способа организации:

  • сравнительно невысокая стоимость исследования;
  • высокая конфиденциальность, в связи с узким кругом посвященных.

Недостатки:

  • слишком ограниченные возможности исследований, которые не могут выйти за рамки опыта и профессионализма специалистов, которые эти исследования проводят;
  • зависимость и предвзятость сотрудников, которые в своих мнениях и выводах не могут быть объективными по отношению к политике компании, где они работают;
  • ограниченное в возможностях техническое и программное обеспечение.

Организация исследования маркетинговой ситуации с помощью специализированного исследовательского агентства

Исследовательские агентства проводят изучение маркетинговых ситуаций в разных сферах деятельности в различных направлениях.

Преимущества:

  • высокое качество результатов, поскольку специалисты таких агентств обладают большим опытом и хорошими техническими средствами для реализации исследований;
  • высокая объективность результатов, в связи с отсутствием прямой зависимости между заказчиком и исследователем;
  • более обширный круг возможностей, который позволяет посмотреть на ситуацию не только изнутри, но и оценить весь спектр внешнего влияния со стороны.

Недостатки:

  • высокая стоимость исследований;
  • ограниченные знания относительно особенностей изучения специфики определенного товара;
  • высокая вероятность утечки информации, поскольку в процессе исследования принимает участие обширное количество людей.

Любой специалист подтвердит, что на состояние рынка и маркетинговой ситуации одновременно влияет огромное количество самых различных факторов, основных или косвенных. Задача маркетологов состоит в первую очередь в том, чтобы максимально изучить все составляющие воздействия, их роль, степень влияния. Разработка маркетинговой политики должна быть направлена на устранение негативных моментов и усиление конкурентных преимуществ. На современном российском рынке все эти исследования еще только начинают свое развитие и только благодаря усиленному влиянию со стороны рынков западных стран. Контроль маркетинговых ситуаций должен осуществляться постоянно, только в этом случае получиться структурировать все сведение и полноценно управлять всеми экономическими процессами.

Автор: Татьяна Гаврилюк

26.02.2015 606
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *