Методика разработки бизнес плана

Методика разработки бизнес планаНесмотря на то что понятие «методика разработки бизнес плана» встречается достаточно часто в экономической литературе, к сожалению, даже сегодня можно встретить ошибочное понимание этого термина. По большей части это возникает из-за того, что путаются значения таких понятий как «метод» и «методика».

Так в большинстве случаев авторы экономических статей и изданий, разбираясь в методике бизнес планирования, занимаются рассмотрением разделов бизнес-плана и их примерного содержания.

Но в то же время, если поинтересоваться смыслом понятия «метод» с помощью словаря С.И. Ожегова, то там можно найти определение следующего содержания:

Метод – это один из способов теоретического или практического исследования и осуществления чего-либо.

Методика – это совокупность методов обучения или выполнения на практике чего-либо.

Таким образом, получается, что под методикой разработки бизнес-плана следует понимать не только рассмотрение содержания его статей, но также совокупность приемов, с помощью которых осуществляется разработка бизнес планирования.

В настоящее время наиболее актуальной к использованию в России является одна из западных методик, разработанная для развивающихся стран организацией объединенных наций по промышленному развитию.  Еще одной известной разработкой также следует назвать программу Европейского Союза, которая была сформулирована для стран СНГ по вопросу субсидирования приобретения современных технологий.

В этом направлении правительством Российской Федерации было утверждено постановление об оценке результативности инвестиционных проектов, которые на конкурсной основе получают инвестиционные ресурсы из бюджета развития РФ. Именно в этом документе в качестве дополнения представлен образец бизнес-плана, который должен быть использован претендентами при составлении заявки на получение государственной субсидии.

Поскольку методик составления бизнес-плана несколько, обязательно необходимо разобраться в вопросе, какие из них актуальны на рынке, а какие так и не смогли прижиться в условиях российской экономики. Детальный анализ этого вопроса помогает выделить следующие разделы бизнес-плана, которые можно назвать ядром всех вышеперечисленных методик:

  • финансовый план;
  • маркетинговый план;
  • производственный план.

Все эти разделы органично связаны общим организационным планом, а поэтому являются фундаментом формирования бизнес-планов в условиях российской экономики и соответственно состоянии рынка.

На сегодняшний день в России применяется множество методик и практических руководств по бизнес-планированию, которые основываются на международных рекомендациях. Но в то же время дефицит этой темы в литературе нельзя назвать ликвидированным. И в большей части это связано с тем, что для российского предпринимателя сама эта тема является очень малоизвестной и новой. В добавок ко всему, к сожалению, даже в самой литературе можно встретить ошибочные понятия и трактовки, что еще больше запутывает начинающих бизнесменов.

Основные составляющие бизнес методик:

  • описание структуры бизнес-плана;
  • описание каждого отдельного раздела в общих чертах;
  • примеры написания бизнес-планов;
  • приложения со структурированными затратами и нормативной документацией.

Целевая аудитория, для которой разработаны подобные методики, — это руководители.Они должны ознакомиться с материалами по бизнес планированию, сгруппировать полученную информацию согласно общей схеме и уже на основании этих данных разработать бизнес-план.

Сегодня руководителей, которые бы смогли выполнить подобную задачу, с достаточным количеством знаний, опыта, времени и желания на рынке явно не хватает. Работа над созданием бизнес-плана требует достаточного количества времени и усилий, к тому же требования со стороны разных инвесторов могут отличаться. Ситуация еще более печальна в банковской сфере. Те методики, которые разработаны для использования в этом направлении, не сгруппированы и сырые, банкам приходится самостоятельно каждый для себя разрабатывать собственные методики, отвечающие их требованиям. Например, некоторые финансовые структуры считают, что в бизнес планирование обязательно должны быть включены финансовые расчеты в двух валютах (российских рублях и долларах), другие же, наоборот, основываются только на использовании одной валюты. Самые большие разногласия касаются раздела расчетов финансовых рисков и т. д. К тому же вся документация разработана для служебного использования. Поэтому, даже сложно себе представить, с какими сложностями сталкивается специалист, занимаясь бизнес-планированием. А поскольку кредитование возможно только при наличии бизнес-плана, предприниматели просто вынуждены обращаться за помощью в консультационные фирмы, чтобы не потерять массу времени и усилий впустую.

В большинстве случаев одних только методик предпринимателям недостаточно для того, чтобы самостоятельно составит бизнес-план, который полностью удовлетворит инвесторов, их можно рассматривать только как предварительные заготовки для ознакомления с намерениями и планами потенциального заемщика. Очень важно, чтобы в бизнес-плане были изложены материалы в достаточном количестве, которые смогут убедить инвестора в предоставлении средств для организации запланированного проекта.

Общий раздел бизнес-плана фактически является итогами всей проведенной аналитической работы, он содержит в себе материалы с результатами исследований и расчетов, но в то же время его принято помещать в самом начале материала и этот раздел является первым в бизнес-плане.

Почему используется именно такая форма подача информации? Для потенциального инвестора очень важно максимально быстро ознакомится с проектом в целом, чтобы понять, насколько интересным является для него этот проект и не терять своего времени в случае полной незаинтересованности. Именно поэтому в общем разделе должна излагаться сокращенная версия всего бизнес-плана, содержащая все самые важные моменты из последующих разделов.

Основные тезисы общего раздела:

  • Цель и задачи бизнес-плана.
  • Основные сведения о предприятии. В том числе, когда создано, какие цели преследуются, какие права собственности имеются (земля, недвижимое, движимое имущество), организационно-правовая форма деятельности.
  • Цель проекта. Что планируется производить, виды деятельности, характеристика предоставляемых услуг, преимущества услуги или продукции по сравнению с другими аналогами на рынке.
  • Объемы планируемого производства в натуральном и денежном выражениях.
  • Способы реализации, целевая аудитория.
  • Затраты на производство и себестоимость готовой продукции.
  • Цена продукции и ее конкурентоспособность на рынке.
  • Предполагаемые источники финансирования (личные средства, кредиты, долевое участие).
  • Возможные объемы финансирования (сроки получения денег, суммы, сроки погашения).
  • На какие именно статьи будут израсходованы инвестиции.
  • Плановая эффективность проекта (период окупаемости инвестиций, чистая прибыль).

Методика разработки бизнес планапредусмотрена, в первую очередь для того, чтобы помочь предпринимателю правильно разобраться с вопросами бизнеспланирования, чтобы созданный им бизнес-план имел шансы на успех у инвесторов, а, значит, и вероятность воплощения в жизнь.

24.04.2017 16
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *