Особенности стоматологического бизнеса
К одному из самых перспективных и рентабельных медицинских услуг можно отнести стоматологический бизнес. Все больше пациентов готовы платить за красивую улыбку и хорошее состояние зубов. И вполне оправдано стремление пациентов оплачивать дорогостоящее лечение в частных клиниках, так они оснащены современным оборудованием и качественным материалом для протезирования и лечения зубов. Все эти факторы определили динамичное развитие стоматологического бизнеса в секторе рынка медицинских услуг.
Стоматологический рынок услуг представлен частными и государственными поликлиниками и кабинетами. В государственном секторе стоматологический рынок представлен поликлиниками (ведомственными и муниципальными), которые имеют в своем арсенале старое изношенное оборудование, недорогой и некачественный материал для протезирования.
Частный стоматологический сектор можно разделит на несколько категорий:
- крупные клиники, где лечение и протезирование зубов поставлено на поток. Такие клиники предлагают широчайший спектр услуг круглосуточно. Качество оказываемых услуг не выше удовлетворительного и цены относительно невысокие;
- мини клиники, где в качестве ведущего специалиста работает сам владелец, и несколько приглашенных специалистов и медсестер. Такие мини-клиники ориентируются на платежеспособных клиентов VIP – сектора, и предоставляют качественные услуги по высоким ценам;
- стоматологические кабинеты, в штате, которого только врач-стоматолог (владелец кабинета) и медсестра. Недостатком таких кабинетов является ограниченность в предоставлении услуг, так как покупка дорогостоящего оборудования требует огромных финансовых затрат, что не по карману владельцу кабинета. Это самый нестабильный вид стоматологического бизнеса, который или «уходит» с рынка медицинских услуг или расширяет свою сферу деятельности, докупая оборудование и предлагая более широкий ассортимент услуг.
К самому перспективному виду стоматологии можно отнести частные мини-клиники, которые имеют три-четыре кресла, современное оборудование и высококлассных специалистов. В таких клиниках каждому клиенту окажут не только индивидуальный подход, но и предложат разнообразные виды услуг и качественное обслуживание.
Открытие бизнеса
Открытие любого бизнеса требует финансовых вложений. На первом этапе огромными суммами будущий бизнесмен не располагает, поэтому стремление вложить минимум и получить положительный результат – главные критерии любой предпринимательской идеи. Стоматологический бизнес, не исключение, но вложить минимум финансов в такое доходное дело, не представляется возможным. Прежде чем приступить к открытию бизнеса, необходимо определится с выбором стоматологических услуг:
- лечение;
- хирургия;
- устранение дефектов зубов и подготовка к протезированию;
- детская или взрослая стоматология;
- эстетические услуги (отбеливание и удаление налетов);
- протезирование;
- профилактика.
Для кабинета стоматологии с одни креслом и минимум оборудование потребуется около ста тысяч долларов. Если ориентироваться ни создание мини-клиники, то расходы увеличатся до 150 -200 тысяч долларов. Есть другой способ — приобрести готовый бизнес. Тогда расходы будут зависеть от многих факторов:
- известность клиники;
- количества клиентов;
- стоматологического оборудования;
- условий аренды.
Стоимость готового бизнеса может быть в пределах 100-200 тысяч долларов. Многие инвесторы готовы вкладывать свободные деньги в стоматологический бизнес, покупая современное оборудование и шикарные помещения. Поэтому можно найти инвестора, который готов оплатить материальные активы будущего бизнеса. Останется самое главное – подобрать высокопрофессиональных специалистов, для того чтобы бизнес, в секторе стоматологии, стал прибыльным.
Основные трудности, которые стоят на пути молодой клиники — это формирование клиентской базы. На привлечение постоянных клиентов может уйти не один месяц, и в первый год, стоматологическая клиника может не принести ожидаемую прибыль. Не стоит сбрасывать со счетов конкуренцию в данном сегменте медицинских услуг. Стоматологических кабинетов и клиник много, и выбор клиентов будет зависеть не только от качества услуг, но и от их стоимости.
Можно наблюдать недобросовестную конкуренцию между частными стоматологическими кабинетами и государственными клиниками, которые оказывают такой же спектр услуг, но за меньшую цену. И деньги за «левый» прием пациента идут в карман врача, который работает в кабинете государственной клиники, и не оплачивает аренду и коммунальные платежи. Поэтому запломбировать зуб у врач муниципальной клиники, которой пользуется дорогими и качественными материалами, на несколько порядков дешевле, чем в частной.
Еще один момент, конкуренция стоматологии с другими сферами. Если поставить человека перед выбором – купить новую одежду, машину, мебель или обратиться в клинику, чтобы полечить или вставить зубы, то выбор падет не на посещение стоматолога, а на покупку нового костюма или мебели. Человек готов ходит в красивом костюме, но без зубов. Низкая культура и менталитет не позволяет вывести стоматологические услуги на более высокий и современный уровень.
Расходы и доходы стоматологического бизнеса
Небольшой стоматологический кабинет на три-четыре кресла – это помещение от 80 до 100 квадратных метров. Дальнейшие расходы сводятся к следующим тратам:
- аренда такого помещения обойдется до 500 долларов в год за один квадратный метр;
- для того чтобы кабинет начал работать и имел современное оборудование необходимы вложения до 100 тысяч долларов;
- материал для протезирования и пломбирования зубов необходимо закупить на 1500-1700 долларов в месяц;
- дополнительное оборудование: лампы (две штуки) – 600 долларов, автоклав – 3000 долларов, холодильник – 600-800 долларов, камера для хранения стерильного инструмента – 400-600 долларов;
- штат сотрудников до 10 человек;
- оплата персонала: санитарки до трех тысяч рублей, медсестры от 5 до 7 тысяч рублей;
- врач, обычно получает небольшую фиксированную заработную плату, плюс 20-30% от цены, выполненной работы;
- получение лицензии. Для того чтобы получить разрешение на данный вид медицинской деятельности можно обратиться в специальную фирму, которая подготовит документы и оформить лицензию за неделю-две. На самостоятельное получение лицензии уйдет до двух месяцев, но уменьшит статью расходов в два раза;
- расходы на рекламу: на телевидении, радио, в газетах и журналах. Эффективнее всего создать свой сайт в интернете, таким образом можно сформировать клиентскую базу за первые полгода работы. Не стоит забывать о мотивации клиентов, которые включают в себя различные скидки и акции.
В среднем выручка стоматологического кабинета составит 20-25 тысяч долларов ежемесячно. Расходы – 12-15 тысяч долларов. Владелец клиники может рассчитывать на доход от 8 до 10 тысяч долларов США.
Совет! Помещение под стоматологический кабинет (клинику) лучше приобрести. Конечно, это выйдет значительно дороже, чем аренда. Но если бизнес окажется убыточным, то помещение можно продать, и тем самым покрыть часть расходов.
Таковы основные этапы создания стоматологического бизнеса, который при правильной организации, принесет солидный и стабильный доход владельцу.