Питомник растений как бизнес

Большинство людей, живущих в городах, покупают земельные участки для выращивания собственных овощей и фруктов, а также для отдыха на природе. Для того, чтобы приусадебные участки использовались по своему назначению, необходимо их облагородить и засадить саженцами деревьев. В связи с этим, сейчас выросли объемы продаж декоративных растений, которые выращиваются в питомниках растений.

Питомник растений как бизнес

Питомник растений как бизнес для России – это сравнительно новое событие. Несмотря на новизну, конкуренция на данном рынке существует. Другой сложностью является необходимость вложений капитала, которые не могут окупиться сразу. Чтобы бизнес стал рентабельным, потребуется около пяти лет,  Окупаемость напрямую зависит от направлений и масштабов деятельности питомника.

Сложности бизнеса

Для достижения успехов в этой области, необходимо иметь знания о растениеводстве и достаточный опыт по выращиванию растений. Если есть небольшой капитал, вначале можно организовать маленький объект – питомник для выращивания растений. На его обслуживание могут быть задействованы члены семьи или близкие друзья. В небольшом питомнике должен быть представлен ассортимент растений широко, от 25 до 40 видов. Каждый вид включает около сотни представителей этого вида. На практике это достижимо, так как можно выбрать данную нишу и в ней работать на достижение успеха.

Существуют существенные трудности для реализации данного проекта. Первой сложностью является поиск хорошего материала для посадки, так как специальных питомников в стране мало, а универсальные выращивают растения не всегда хорошего качества. Другой сложностью являются климатические условия и другие отличия региона выращивания. Если не будут учитываться вышеперечисленные факторы, растения могут погибнуть, или себестоимость продукции может вырасти в несколько раз.

Бизнес с питомниками требует многих усилий и времени, а также носит характер сезонности. Самые большие продажи осуществляются весной или осенью. Зимой бизнес не будет приносит прибыль, а затраты наоборот резко увеличиваются.

Регистрация и открытие бизнеса

При открытии бизнеса, надо выбрать необходимую правовую форму будущего бизнеса: общество ограниченной ответственности (ООО) или индивидуальный предприниматель (ИП). Первый вид является простым и прибыльным.

Для открытия небольшого питомника необходимо приобрести земельный участок около пяти – десяти гектаров. Самостоятельно обработать эту площадь можно, при этом приобрести небольшой опыт в области поиска потенциальных клиентов и выращивания определенных сортов, которые пользуются большим спросом. Большим преимуществом небольшого питомника является маленькая стоимость земельного участка и наличие подходящих вариантов недалеко от города. На этом участке можно вырастить определенное количество растительных саженцев, которое достаточно для реализации их потребителям.

Питомники большой площади используют внушительные земельные участки, площадью от 50 до 100 га. Большие участки выгоднее покупать, а не арендовать, так как денежные вложения окупятся через много лет, а аренда может закончиться по воле арендодателя через несколько лет, когда еще не будет достигнута рентабельность бизнеса.

Требования к земельным участкам

Земельный участок, используемый под питомник, обязан удовлетворять ряд требований. Большое значение имеет качество грунта, присутствие коммуникаций для подачи воды, а также удобного подъезда автотранспорта. Для начала предприниматель должен определиться в вопросе, покупать ли ему землю или ее взять в аренду. Это зависит от наличия капитала для старта, от величины участка земли, от наличия в будущем необходимых возможностей для расширения участка. В среднем, стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий составляет сто тысяч рублей.

Виды растений

Следующим шагом будет определение видов растений, выращиваемых в питомнике. Здесь нужно учесть регион расположения питомника, его климатические условия и наличие спроса. Многие садоводы-любители предпочитают выращивать сортовую рассаду, кустарники с ягодами и плодовые саженцы. Кустарники разводят с помощью отростков, а деревья путем привоя.

Саженцы культур с семечками выращиваются с применением больших усилий. Их выращивание – это наиболее прибыльный вариант. На начальном этапе организации бизнеса, необходимо отказаться от идеи разводить экзотические и редкие растения, так как этот бизнес характеризуется большими вложениями денег и высоким риском. Плюсом является его высокая рентабельность, которая достигается наличием благоприятных природных условий и хорошей организацией сбыта.

Большие питомники имеют широкий ассортимент цветов многолетних и хвойных деревьев, представленных несколькими сотнями разновидностей. Приблизительная себестоимость сосны – 30 рублей, включая уход и материалы на выращивание. На одном гектаре земли можно вырастить более 10 тыс. растений. Готовый саженец реализовывается за сто, двести рублей, а дерево стоит несколько тысяч рублей. Чтобы из саженца вырастить взрослое дерево нужно потратить достаточно времени. На маленьком земельном участке также можно разводить культуры цветов, а с одного кв. метра участка можно развести до 50 растений. Поэтому, на участке площадью сорок соток, возможно получить до тридцати растений до 250 разновидностей.

Постройка и обогрев теплиц

Большой статьей расходов является постройка теплиц. В среднем рентабельность стандартного хозяйства ниже тепличного, в котором растения выращиваются в закрытом грунте. Большинство специалистов советуют отдать предпочтение теплицам, с легкой сборной конструкцией, на установку которых необходимо потратить только два дня. Цена данной теплицы напрямую зависит от ее площади. В среднем, потребуется,около тысячи рублей потратить за 1 кв.м. конструкции. Для значительной экономии можно построить теплицы своими руками.

На обогрев конструкций в прохладное время года, потребуется потратить определенные средства. Поэтому выращивать растения в южных районах страны выгоднее, чем в северных регионах. Для обогрева используются три метода – биологический, технический и естественный. Для выращивания многих растений выбирается оптимальная температура от 16 до 25 градусов днем, и ночью от 4 до 8 градусов ниже.

Обогрев естественным способом осуществляется путем создания эффекта парника: через прозрачный слой покрытия конструкции поступают лучи солнца.нагревают внутри помещение и повышают температуру в нем. Данный метод обогрева самый затратный, так необходимо приобрести плотную полиэтиленовую пленку, которая выкладывается в два слоя на теплицу, и непрозрачную пленку для покрытия северной стороны конструкции. Этот способ обогрева не подходит для зимнего сезона. С помощью данного метода хорошо обогреваются теплицы с формой арки, имеющие круглый свод или вид шатра в регионах средней полосы страны. Метод применяется при выращивании культур растений, любящих тепло, с середины весеннего сезона до конца летнего.

Обогрев техническим способом осуществляется при помощи средств отопления: водяные, печные, газовые и электрические. Водяной обогрев осуществляется с помощью специального водонагревателя, который работает на древесном угле, газе или дровах. По трубной системе проходит горячая вода, что способствует обогреву помещения. Отопление печное, водяное и газовое выполняется с помощью дорогостоящих отопительных систем, которые не очень удобны в эксплуатации.

Альтернативой  этих отопительных систем является электрическое отопление, осуществляющееся при помощи вентиляторных мобильных обогревателей. Этот способ имеет недостаток, состоящий в высокой стоимости электроэнергии. Другим минусом данных обогревателей является неравномерность прогрева воздуха в помещении, поэтому в одной теплице используются не менее двух обогревателей.

Биологический метод обогрева осуществляется с помощью применения биологических материалов, при гниении которых выделяется определенное количество тепла. В качестве данных материалов применяется навоз коней, перегной растений, солома, опилки древесины и другой бытовой мусор.

Конструкция питомника и персонал

Самый идеальный вариант питомника состоит из главных частей. Основной частью является производственные земельные грядки теплицы, на которых выращивают растения. Другими частями являются площадка для торговли и зона  для декоративной демонстрации дизайна ландшафта. Торговой площадкой является витрина, предназначенная для демонстрации товара в самом выгодном виде. Для этой цели не подходят теплицы, так как в них жарко и некомфортно для посетителей.

Для обеспечения производственного процесса в тепличном хозяйстве необходим определенный персонал: технолог, администратор-управляющий и несколько работников. При использовании современных технологий, оборудования и новейших конструкций теплиц можно обойтись небольшим количеством персонала, при этом процесс производства будет высокоэффективным.

При организации сбыта продукции необходимо наладить каналы реализации растений. При маленьких объемах, лучше продавать саженцы напрямую садоводам на специальных рынках или в садовых товариществах. В будущем можно сотрудничать с другими аналогичными питомниками, крупными базами оптовой продажи и большими хозяйствами. Частники очень охотно покупают хвойные деревья, а оптовые базы хорошо покупают цветы, так как занимаются озеленением земельных участков. Треть всей выручки приносит торговля с частниками, остальное приходится на сбыт оптовым покупателям.

Факторы влияния на прибыльность питомников

Разные факторы влияют на срок окупаемости питомников:

  • Величина площади,
  • Вид специализации,
  • Применяемая агротехника,
  • Вид и количество материалов для постройки теплицы,
  • Метод обогрева теплиц,
  • Район расположения хозяйства питомника,
  • Величина транспортных расходов на поставку конечного продукта и материалов.

Себестоимость одного саженца состоит из стоимости материалов, используемых для выращивания, цены аренды или величины денежных средств потраченных на приобретение земли, где размещается питомник, величины расходов на уход за саженцами, стоимости оборудования.

Стоимость земельных участков в Подмосковье очень высокая. Поэтому там существуют хозяйства, где растения закупаются в Европе (Голландия, Польша) и перепродаются конечному потребителю. В этих питомниках растения не выращивают, поэтом достаточно площади земельного участка до 40 соток. Для рекламы можно разместить на обочине билборд и указатели на дороге-проезде к питомнику. В этом варианте основными статьями расходов является плата за аренду земли и приобретение растений. Затраты на целую фуру с оформлением нужных документов будут около одного миллиона рублей. Розничной наценкой будет 150 процентов.

11.03.2016 763
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *