Расчет рентабельности бизнеса

Для того чтобы проанализировать эффективность деятельности предприятия можно использовать различные экономические и финансовые инструменты.  Каждый из них имеет свои особенности и специфику выполнения операции, а также результативность расчетов. Учитывая все показатели эффективности, рентабельность является одним из самых оптимальных инструментов: расчет рентабельности бизнеса осуществляется достаточно просто, полученные данные обладают высоким коэффициентом продуктивности.

Что такое рентабельность?

Расчет рентабельности бизнесаРентабельностью называется общий показатель финансовой эффективности хозяйствования единицы бизнеса. Он используется для проведения анализа деятельности одного хозяйства для последующего сравнения с другими предприятиями выбранной сферы.

В отличие от прибыли, рентабельность – это относительный показатель, поэтому с помощью него очень легко сравнивать показатели деятельности разных предприятий. В то время как такие показатели как прибыль, объем продаж, выручка от реализации — это абсолютные показатели, и сравнивать их некорректно, поскольку такое сравнение не сможет показать истинное положение дел.

Например, вполне реальна такая ситуация, когда предприятие с меньшим объемом продаж будет более эффективным, и обойдет другое предприятие по относительным показателям. Поэтому нередко рентабельность сравнивают с таким показателем, как коэффициент полезного действия.

В целом рентабельность показывает, сколько дополнительных денег (прибыли) принесут вложенные инвестиции. Рентабельность прибыли следует читать так: сколько копеек прибыли содержится в одном рубле выручки. Если этот показатель выразить в процентах, то он покажет эффективность деятельности.

Виды рентабельности:

  • реализации;
  • себестоимости;
  • активов;
  • инвестиций;
  • персонала.

Универсальная формула рентабельности:

Рентабельность =(вид прибыли/показатель, рентабельность которого рассчитывается)*100%

В качестве вида прибыли чаще всего используются показатели прибыль от реализации, реже чистая прибыль, валовая прибыль, балансовая или операционная прибыль.

Данные прибыли можно узнать из отчета о финансовых результатах предприятия.

Что касается показателя, рентабельность которого необходимо рассчитать, то это имеется в виду показатель в стоимостном выражении, например, выручка, как показатель объема продаж в стоимостном выражении для расчета рентабельности продаж.

Выручка=цена*объем продаж.

Расчет рентабельности производства

Рентабельность себестоимости является одним из важных видов рентабельности, с помощью которого проводится анализ эффективности бизнеса.

Также под рентабельностью себестоимости принято подразумевать рентабельность производства, потому что этот показатель показывает эффективность всего производственного процесса.

Рентабельность производства (себестоимости) = (прибыль от продаж/показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать)*100%,

где прибыль от продаж = выручка – полная себестоимость,

показатель, рентабельность которого необходимо найти = полная себестоимость.

Полная себестоимость включает в себя следующие затраты предприятия: затраты на материалы и сырье, заработная плата всех работников, коммунальные платежи, маркетинговые расходы, затраты на безопасность и др.

Наибольший процент в себестоимости составляют затраты на материалы, поэтому такие производства называются материалоемкими. Рентабельности себестоимости показывает, сколько копеек дохода может принести один рубль, который был инвестирован в себестоимость. Если этот показатель представить в процентном соотношении, то он покажет, насколько эффективным будет использование ресурсов в процентном соотношении.  Этот показатель можно рассчитать в целом по предприятию, или по его структурным подразделениям.

Расчет рентабельности по бухгалтерскому балансу

Некоторые виды рентабельности можно рассчитать на основе данных бухгалтерского баланса, который содержит в себе информацию об активах, пассивах и капитале предприятия. Составляется баланс раз в год, и в нем отображаются данные на конец периода и начало (конец предыдущего периода).

Чтобы рассчитать рентабельность с помощью баланса, нужно использовать следующего его показатели: оборотные и необоротные активы, собственный капитал, инвестиции и др.

Важно. Используя чистые показатели из баланса, не получится рассчитать рентабельности. Для того чтобы это сделать, необходимо найти среднее арифметическое суммы показателей на начало и конец периода.

Например, чтобы найти рентабельность необоротных активов, необходимо взять величины необоротных активов из баланса на начало и конец периода, и полученную сумму разделить пополам.

Рентабельность необоротных активов= (прибыль от продаж/(необоротные активы на начало периода + необоротные активы на конец периода)/2)*100%.

Рентабельность необоротных активов рассчитывается для того, чтобы узнать, сколько копеек дохода может принести один рубль, инвестированный в необоротные активы.

Расчет рентабельности производства на примере

Предлагаем рассмотреть расчет рентабельности предприятия в качестве наглядного примера.

Компания планирует увеличить оборотные активы на сумму 50 тысяч рублей, а производственные фонды на 150 тысяч рублей. Сумма необоротных активов остается без изменений.

Общая сумма увеличения активов составляет 200 тысяч рублей. Запланированная сумма прибыли – 20 тысяч рублей. Но по факту увеличение прибыли состоялось в размере 22 тысяч рублей (на 2 тысячи рублей больше).

Фактическая стоимость оборотных активов – 55 тысяч рублей, необоротных активов – 1 тысяча рублей, производственные фонды увеличились на 154 тысячи рублей.

Расчет общей суммы активов выглядит следующим образом:

Активы =55 000+1 000+154 000 = 210 тысяч рублей.

Таким образом, прибавка составила 10 тысяч рублей.

Рентабельность бизнеса =22 000/210 000=10,5%

Важно. Для того чтобы любое предприятие чувствовало себя комфортно, уровень его рентабельности должен быть на уровне 10-40 процентов.

Моменты, на которые следует обратить внимание при оценке прибыльности бизнеса:

  • динамика соотношения между себестоимостью и выручкой;
  • анализ, какой вид дохода приносит большую чистую прибыль (от основного вида деятельности или дополнительных);
  • структура расходов;
  • при подсчете рентабельности учесть взаимозачеты;
  • соотношение выручки и кредитного оборота;
  • факторы, которые оказывают влияние на изменения (рост или падение) эффективности продаж.

Факторы, которые влияют на эффективность бизнеса

По сути, рентабельность – это обобщающий показатель деятельности предприятия, который позволяет определить соотношение затрат и полученного результата. Конечный результат зависит от таких составляющих, как внешние факторы на рынке и внутренние экономические и организационные условия.

Внешние факторы – это себестоимость ресурсов и стоимость готового продукта, которая может изменяться под влиянием колебаний спроса и предложений на рынке.

Внутренние экономические факторы – это:

  • производительность рабочей силы;
  • технические возможности;
  • уровень организации производственного процесса и др.

При проведении анализа стоимости продукции, необходимо учесть не только показатели производства, но также ценовые и ассортиментные изменения.

Расходы должны учитывать изменения: цены на сырье, объемов производства, ассортиментного ряда, норм расхода сырья на единицу продукции.

Рост рентабельности происходит за счет изменения следующих показателей:

  • ускорения показателя оборотности товара;
  • увеличения цены реализации;
  • уменьшения издержек.

Согласно экономическим исследованиям, проведенных западными экономистами, на показатель рентабельности может влиять более тридцати различных факторов, которые связаны с ситуацией на рынке, характеризуют экономическую конъюнктуру, уровень конкуренции на рынке и т. д.

Именно поэтому расчет рентабельности бизнеса должен производиться исключительно с учетом таких важных факторов, как доля рынка, которую занимает компания, капиталоемкость, производительность труда, качество реализуемой продукции. Без оценки рентабельности нельзя оценить эффективность деятельности компании на рынке, поэтому к расчету этого показателя необходимо подходить с особым вниманием и пониманием серьезности вопроса.

12.11.2015 662
Поделиться статьей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *